Целевая программа "Территория здоровья". |
||
|
Психология здоровья школьников: технология работы Страница подготовлена с использованием материалов Педагогического университета «Первое сентября» Концепция Школа как образовательное учреждение должна способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся, однако на деле это происходит не всегда. Негативное влияние школы на здоровье школьников обусловлено множеством факторов. Среди них — малоподвижность школьного обучения; нерациональная организация учебной деятельности; регулярно повторяющаяся ситуация цейтнота; постоянная необходимость публично доказывать собственную успешность и пр. В соответствии с определением ВОЗ здоровье — «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». В рамках своего функционала школьный психолог может попытаться оказать влияние на вторую и третью составляющие здоровья. Для достижения этой цели имеется множество методических разработок и программ, однако нет единых критериев, позволяющих объективно оценить их качество. Немало разработок составлено методически неграмотно и может не только оказаться бесполезным в практике, но и принести прямой вред. Известно, что до 60% наркоманов становятся таковыми из любопытства, вызванного, в том числе, неумелой профилактической работой. Предлагаемый курс познакомит читателей с понятием «психологическое здоровье школьников», отличиями психологии здоровья от педагогики здоровья, особенностями российских и зарубежных профилактических программ, а главное — поможет психологу адаптировать существующие программы к реалиям конкретной школы и составлять собственные программы. Учебно-методические материалы 1. Психология здоровья. Различные представления о здоровье. Психическое и психологическое здоровье. Социология здоровья. Психологическая компетентность в сфере здоровья. 2. Психология здоровья в школе. Влияние школы на здоровье школьников. Педагогика здоровья. Психология здоровья участников образовательного процесса. 3. Поведенческие установки школьников в сфере здоровья. Поведенческие установки, факторы, воздействующие на их формирование. Особенности формирования поведенческих установок у детей и подростков. 4. Организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью в школе. Комплексный психолого-педагогический подход: классные часы, тренинги, психологические игры и др. Особенности применения различных форм и подходов. 5. Алгоритм построения программы. Выбор тем занятий. Алгоритм построения занятий. 6. Особенности проведения психопрофилактической работы с учащимися. Учет индивидуальных, половозрастных особенностей учащихся, периодов учебного года. Особенности изучения схожих тем в различных учебных параллелях. 7. Особенности проведения психопрофилактической работы с педагогами и родителями. Работа с педагогами. Синдром профессионального выгорания. Работа с родителями. 8. Проверка эффективности программы. Тестирование. Контрольные вопросы. Психологические игры. Характерные ошибки при разработке авторских программ. Нормативные документы по программе "Территория здоровья". |
|